Телефон: +7 (499) 340-84-73

Чин отпевания панихиды.

Назад к справочнику>>

Панихида - краткая служба, во время которой читают молитвы о прощении грехов и упокоении умершего.
При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с вожженными свечами, в знак того, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.
Гроб устанавливается посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь. В гроб приличествует полагать только цветы.
    Для чтения псалтыри над умершим, родственники усопшего должны обратиться в ближайший храм и пригласить благословленного для этой цели человека. Если нет возможности совершить чтение псалтыри над телом усопшего, то псалтырь можно читать дома перед иконой и возженной лампадой.
    Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри - оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу. До погребения усопшего Псалтырь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды и литии. Под именем панихида разумеется церковная служба, по своему составу представляющая из себя сокращение чина погребения или отпевания.
    Лития - усиленное всенародное моление - совершается перед выносом усопшего из дома, по опускании его в могилу, а также после завершения всего чина погребения. Лития также входит в состав чина отпевания и панихиды. Панихида начинается псалмом 90-м: «Живый в помощи Вышняго...»
    Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника - всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).
    Поминальную кутью, со свечой посередине, ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутью (коливо) варят из зерен пшеницы или рисовой крупы, смешивают с медом или сахаром и украшают сладкими Ццодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее Воскресение усопшего. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело усопшего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей Жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства.
    Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее.
    После разрешительной молитвы под пение стихиря «Приидите, последнее целование дадим, брагне, умершему, благодаряше Бога...» происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не » сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей __закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной, над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело. После предания земле гроб закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе "родственников священник может посыпать землю на бумагу. Тогда землю в кулечке перевозят на кладбище, где сами родные и близкие усопшего крестообразно посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же поступают и при заочном отпевании. Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище, а при опускании тела в могилу еще раз совершается лития.
    Над крещеными младенцами совершается особое отпевание, как над безгрешными: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного - хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и сделались непорочными. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).


Источник: книга "ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ" 2010г., г. Москва
книга "СОВРЕМЕННЫЕ СКОРБНЫЕ И ТРАУРНЫЕ РИТУАЛЫ РОССИИ" 2006г., г. Москва


«Помощь Ритуал» - ритуальные услуги и принадлежности в Москве.

Copyright © 2011 - 2019. Ритуальная служба «Помощь Ритуал». «Rs-agent.ru». Официальный сайт.

������.�������
    �������@Mail.ru
       

Вся информация на сайте носит исключительно справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о наличии и стоимости указанных товаров и (или) услуг, пожалуйста, обращайтесь по телефону +7 (499) 340-84-73.